50 причин, по которым фильм «Челюсти» остается великолепным спустя 50 лет

19 июня 1975 года Голливуд весьма пренебрежительно относился к лету, как делал это годами: считая его сезоном, где менее значимые фильмы заканчивают свой путь. Студии обычно сохраняли свои лучшие произведения для показа во время осенних и зимних праздников. Было широко распространено убеждение, что кинозрители, по крайней мере в значительных количествах, предпочитали держаться подальше от кинотеатров после наступления теплого времени года. Как страстный любитель фильмов, я не могу удержаться от сомнений относительно истинности этих предположений.


🚀 Хочешь улететь на Луну вместе с нами? Подписывайся на CryptoMoon! 💸 Новости крипты, аналитика и прогнозы, которые дадут твоему кошельку ракетный ускоритель! 📈 Нажмите здесь: 👇

CryptoMoon Telegram


Двадцатого июня тысяча девятьсот семьдесят пятого года фильм «Челюсти» открыл свои двери в сотнях кинотеатров по всей стране — и всё изменилось.

Под руководством набирающего популярность режиссёра Стивена Спилберга «Челюсти» быстро превратились в огромный кассовый успех. Всего за несколько недель он стал значительным культурным явлением. За несколько месяцев он завоевал титул самого кассового фильма, когда-либо снятого. С учётом инфляции, по сей день он занимает седьмое место среди самых высокодоходных фильмов в истории.

Очень скоро Голливуд заметил потенциал фильмов вроде ‘Челюстей’. Это были высококонцептуальные ленты (часто экранизации бестселлеров), которые выходили по всей стране летом с большими маркетинговыми бюджетами. Через два года был представлен фильм ‘Звездные войны’, который превзошел успех даже ‘Челюстей’ и установил новую норму в индустрии.

Понимание длительного влияния фильма «Челюсти» элементарно: даже спустя 50 лет мы продолжаем жить в мире, сформированном им. Однако понять причины такого глубокого воздействия непросто. В своей книге «Журнал Челюстей», один из соавторов сценария фильма Карл Готтлиб признался, что хотел бы раскрыть «секретную рецептуру создания непреходящего (или иронического) шедевра». Процесс творчества остается загадочным и непостижимым.

Должен автор того фильма столкнуться с трудностями в выражении его привлекательности, я несомненно столкнусь с подобными сложностями. Тем не менее, могу однозначно поделиться своей привязанностью к культовому фильму ‘Челюсти’ и объяснить, почему он обладает не только влиянием, но глубоким и долговременным воздействием. Учитывая, что этот год отмечает 50-летний юбилей выпуска фильма, позвольте мне представить пятьдесят причин его превосходства — хотя я мог бы легко перечислить гораздо больше. Если мне посчастливится быть в живых к столетнему юбилею ‘Челюстей’, обещаю поделиться еще пятьюдесятью причинами тогда!

50 Причин Почему ‘Челюсти’ По-прежнему Великолепен 50 Лет Спустя

Удивительная музыка Джона Уильямса

Как киноман, одной из основных причин того, что классический фильм ‘Челюсти’ остается знаковым в нашей коллективной памяти, несомненно является инновационная музыка легендарного Джона Уильямса. По словам Стивена Спилберга, режиссера фильма (которые были недавно представлены в документальном фильме Disney+ «Музыка от Джона Уильямса»), он был большим поклонником традиционных симфонических партитур кино и считал Джона Уильямса одним из немногих композиторов того времени, которые все еще создавали великие старомодные симфонии. Именно поэтому Спилберг, фанат музыки Уильямса, предложил ему сочинить музыку для фильмов ‘Sugarland Express’ и ‘Челюсти’. Когда Уильямс предложил свою идею для партитуры ‘Челюстей’ — навязчивое повторение двух зловещих нот — Спилберг поначалу воспринял это как шутку. Однако Уильям защитил свое видение, объяснив почему считает эту музыку идеально подходящей к фильму. В конце концов, Спилберга убедили, и теперь он убежден, что значительная доля огромного успеха ‘Челюстей’ может быть приписана незабываемому ‘ду-да’ Джона Уильямса.

2. Рейтинг по системе рейтингов, используемой в кинематографии и видеоиграх

Неожиданная PG-классификация фильма ‘Челюсти’ и его длительное влияние на поколение кинозрителей

B наше время классический фильм ‘Челюсти’ сохраняет свой рейтинг PG, присвоенный Американской ассоциацией кинематографии (MPAA). Когда он был выпущен, не существовало рейтинга PG-13, что является одной из причин такой неожиданной классификации. Если бы этот фильм оценивали сегодня, вероятно, ему дали бы PG-13 или даже R, учитывая яркие сцены нападений акул, включая отрезанные головы, оторванные конечности и обильное количество крови, брызгающей под поверхностью океана.

Рейтинг PG для ‘Челюстей’ больше чем просто неожиданность; он имеет значение. Благодаря этому рейтингу фильм мог транслироваться на телевидении с минимальными изменениями не только по премиальным кабельным каналам, но и на общедоступных сетях. Таким образом, юные зрители, вроде меня в возрасте примерно десяти лет, могли смотреть ‘Челюсти’ во время пятничного эфира на WPIX 11 в Нью-Джерси. Несмотря на строгие правила наших родителей относительно фильмов категории R, все показанное по телевизору считалось приемлемым для просмотра. Так я увидел ‘Челюстей’ слишком рано — опыт, который никогда не забуду и полагаю, что многие из моего поколения могут понять.

Один из величайших киноплакатов всех времен

Успех фильма «Челюсти» был обусловлен не каким-то одним аспектом его производства или выпуска; напротив, он стал результатом сотен стратегических решений, включая дизайн культового постера. Этот постер, на котором изображен акула, поднимающаяся из глубин, чтобы атаковать неосторожного пловца, был создан художником Роджером Кастелем. Удивительно, что этот рисунок изначально использовался для обложки книги Питера Бенчли «Челюсти», которая благодаря этому поднялась в списке бестселлеров. Universal Pictures посчитала постер настолько эффективным, что внесла лишь несколько изменений перед его использованием как постера фильма, и он оказался столь же успешным в этом качестве.

У него также есть потрясающий трейлер.

Когда дело доходит до промоматериалов фильма ‘Jaws‘, постер обычно привлекает наибольшее внимание, но его трейлер не менее впечатляющий. Трейлер начинается с зловещего голосаовера Перси Родригеса, задающего тон подводным кадрам: «Существует существо, живущее сегодня, которое пережило миллионы лет. Ему не нужны разум или эмоции. Оно существует только для того, чтобы убивать и пожирать. Все, что встречается на его пути, оно атакует и поглощает. Как будто Бог создал дьявола… и дал ему челюсти.» Я зацепился!

Начало игры

На постерах и трейлере есть сильные отсылки к начальной сцене ‘Челюстей’, где молодая женщина по имени Крисчи (играет Сьюзан Баклини) идет купаться ночью и подвергается нападению неизвестного существа из глубины (спойлер: это акула). Даже спустя 50 лет эта сцена остается невероятно впечатляющей; она одновременно трагична и устрашающа, эффективно создавая атмосферу для мощного и большей частью скрытого антагониста фильма.

6. Алкоголь спасает человеческую жизнь

На побережье острова Амити происходит ужасающая сцена: из-за чрезмерного употребления алкоголя своим спутником трагически погибает Криссси в море. Этот эпизод выполняет двойную функцию: во-первых, он вводит элемент черного юмора, который сохраняется на протяжении всего фильма ‘Челюсти’, поскольку выживанию спотыкающегося пьяницы способствуют только его алкогольные способности. Во-вторых, это событие тонко предваряет повторяющуюся тему алкоголя в фильме, которую многие персонажи потребляют чрезмерно, включая главных героев. Сцена намекает на атмосферу пьянства, которая пронизывает этот курортный городок.

Невидимая угроза

Как преданный кинолюбитель, я не могу не восхищаться тем, как утверждение Орсона Уэллса о том, что искусство процветает в условиях ограничений, оказывается столь верным при взгляде на кинематографическую жемчужину под названием «Челюсти». Легендарный механический акула отказывался сотрудничать, став непреодолимой задачей для Стивена Спилберга. Месяцы были потрачены на борьбу с упрямым роботом-великим белым, и удалось снять лишь несколько пригодных кадров. В условиях бедствия Спилберг продемонстрировал удивительную изобретательность, держа акулу в основном вне поля зрения зрителей. Он использовал умные точки зрения камеры и зловещую музыку Джона Уильямса для намеков на присутствие акулы, позволяя зрителям воображать страшного морского монстра самостоятельно. Ведь воображение аудитории всегда страшнее любых спецэффектов, которые могут создать режиссеры. Это решение, вызванное необходимостью, оказалось гениальным шагом. Рассматривая Челюсти как невидимую угрозу, Спилберг позволил зрителю конструировать опасность в своем сознании, делая ее еще более леденящей кровь. Более того, отсутствие устаревших практических эффектов способствовало вечной актуальности фильма. Даже самый убедительный механический акула 1975 года сегодня выглядел бы устаревшим. То обстоятельство, что мы редко видим акулу, лишь подчеркивает долговечность «Челюстей», вплоть до того, что возможно, если бы акула функционировала как задумано, этот фильм мог бы не восприниматься так почтенно сегодня.

Вам понадобится лодка побольше.

Одна из самых знаковых фраз в кинематографической истории происходит из фильма ‘Челюсти’, написанного Питером Бенчли и Карлом Готтлибом. Рой Шайдер произносит эту фразу с невероятной интенсивностью, однако то, что делает ее по-настоящему незабываемой, — это мастерство редактирования Верны Филдс. Она искусно синхронизирует появление акулы, внезапный прыжок Шейдера, а затем медленное раскрытие знаменитой кульминации: ‘Вам понадобится лодка побольше.’

У него одни из лучших современных постеров любого фильма.

Хотя некоторые могут считать постер Роджера Кастеля непревзойденным, множество художников все же стремились превзойти его. В частности, фильмы стимулировали создание множества современных постеров от нишевых лейблов вроде Mondo. Некоторые из них являются изысканными, другие — чрезвычайно интеллектуальными. Среди этих работ мне особенно нравится шедевр Лорана Дюри.

Все выглядят так обычно.

50 лет назад фильм ‘Челюсти’ признали пионером концепции современного блокбастера, хотя он мало похож на свои современные аналоги. В фильме минималистичные спецэффекты и первая половина посвящена обсуждению эмоций и мотивации персонажей, вместо непосредственных сцен действия в открытом море. Несмотря на это, напряжение неуклонно растет, перемежаясь с диалогами о личных желаниях, потребностях и страхах. В отличие от сегодняшних блокбастеров со супергероями, персонажи ‘Челюстей’ — обычные люди с небритыми бородами, толстыми очками и грязной одеждой, что делает их приключение еще более привлекательным и понятным.

Это превратило Стивена Спилберга в «Стивена Спилберга»

— Важно отметить, что «Jaws» не были первым режиссерским опытом Стивена Спилберга в полнометражном кино. До этого он уже более пяти лет работал режиссером в фильмах и на телевидении. Однако именно этот фильм сделал его звездой Голливуда и открыл путь для таких последующих проектов, как «Близкие контакты третьей степени» и «В поисках утраченного ковчега», которые еще больше закрепили за ним место среди элитных режиссеров индустрии. Если бы «Jaws» провалился или Спилберг попросил Джона Уильямса убрать характерную музыку, либо если акула не работала так хорошо, как ожидалось, фильм мог потерять свой уникальный шарм, и мы могли увидеть другую траекторию его карьеры после этого.

12. Механическая Акула была названа Брюсом

Неисправная роботизированная акула, которая никогда не работала должным образом, была шутливо названа Брюс — вероятно в честь адвоката Стивена Спилберга. Можно с уверенностью сказать, что это забавное прозвище отлично подходит зловещему экранному чудовищу.

13. Нападения акул, упомянутые в фильме, реальны.

С течением времени некоторые морские биологи утверждали, что фильм ‘Челюсти’ способствовал негативному восприятию общественности по отношению к акулам, и я считаю, что в этом есть доля правды. Однако интересным аспектом фильма ‘Челюсти’, несмотря на сенсационное изображение нападений акул, является то, что упомянутые персонажами исторические атаки являются достоверными. Например, разговоры между Броуди и Хупером касаются нападения 1916 года на побережье Джерси. Этот инцидент не был выдуман ради сценария; четыре человека действительно погибли от акул на пляжах Нью-Джерси в течение того лета. Такие детали придают фильму дополнительный уровень ужаса.

Имя «Квинт»

В классическом фильме ‘Челюсти’, именно маленькие детали по-настоящему возвышают его величие. Например, знаете ли вы, что имя Квинта происходит от латинского слова для ‘пятый’? Это имеет значение, так как Квинт становится пятой жертвой акулы, после Криссы Уоткинс, Алекса Кинтнара и Бена Гарднера (чей голова была найдена в его лодке), а также инструктора по парусному спорту Майкла.

15. Счет Крошечных Тел

Относительно того, что Квинт был пятой жертвой в фильме «Челюсти», несмотря на то, что фильм кажется постоянным потоком нападений акул и кровопролития, это не совсем так. (Поэтому он получил рейтинг PG.) Несмотря на это, режиссёр Стивен Спилберг отлично справляется с тем, чтобы каждое нападение имело максимальное влияние.

16. Точка зрения акулы (подкат)

В фильме «Челюсти», речь идет не только о том, что видно на экране. Также важны скрытые аспекты и персонажи, которые осуществляют наблюдение. Угла камеры часто отражают вид акулы, решение, которое было принято главным образом из практических соображений для минимизации экранного времени Брюса (актера). Однако эти ракурсы от первого лица оказывают глубокий, почти бессознательный эффект на зрителей. Они погружают аудиторию в перспективу персонажа, с которым зритель должен себя ассоциировать. В данном случае этот персонаж — акула, которая охотится на ничего не подозревающих людей. Это тонкое и жуткое ощущение присутствия зрителя добавляет дополнительный слой интереса к фильму.

Это не только акула, оставленная за кадром

В фильме Спилберга его контролируемый метод показа нападений акул не ограничивается только сценами на пляже. Он использует аналогичную визуальную технику во время вскрытия тела жертвы Брюса, где вместо показа кровавых подробностей он полностью исключает вид трупа из кадра и позволяет Хуперу описать бесконечный список ужасных ран. Это даёт зрителям возможность заполнить пробелы воображением собственного ужаса, что зачастую оказывается ещё более страшным, чем любое изображение, которое мог бы показать нам Спилберг.

Хочешь выпить и дурачиться?

Один из очаровательных интимных моментов в фильме «Челюсти» происходит во время спокойной сцены между Роем Шайдером и Лоррейн Гэри, когда их дети резвятся на пляже. Она игриво предлагает: ‘Подумать только о том, чтобы немного подвыпить и провести время вместе?’ На что он отвечает утвердительно: ‘Абсолютно!’ Стоит отметить, что такой непринужденный флирт вряд ли можно было бы увидеть в сегодняшних высокобюджетных блокбастерах.

Музыка Джона Уильямса иногда указывает на то, что произойдет дальше.

Узнавай музыку Джона Уильямса — сердце начинает биться чаще: акула готова к нападению! Спилберг умело манипулирует этим ожиданием по всему фильму, создавая забавные ситуации. Например, есть сцена, где вы не услышите музыку Уильямса, поскольку неожиданно акулы нет рядом – вместо неё действуют несколько детей, будто они и есть акула. Если внимательно следить за музыкой, возможно, заметите этот трюк раньше, чем это сделают полицейские из Амити!

Остерегайся Зеленых Пальцев

Во вселенной мрачно-юмористического фильма ‘Jaws’, рассмотрим сцену гибели маленького Алекса Китнера. Перед своей трагической встречей с акулой он просит у мамы еще времени в воде. Она проверяет его пальцы на наличие пунца и дает ему дополнительные 10 минут. К сожалению, бедный Алекс не успел провести там даже пяти. В сущности, из пугающей перспективы ‘Jaws’ следует, что когда наши матери предупреждали нас выйти из воды, потому что мы стали слишком пунцими, они были правы все это время. Акула советует с ледяным блеском в безжизненных черных глазах куклы-дочери, что если вы останетесь в воде после того, как ваши пальцы станут пунцимы, вас постигнет гибель.

The Dolly Zoom

Кончина Алекса Китнера вдохновила на создание одного из самых знаковых кадров в истории кинематографа, где камера быстро приближается к лицу Роя Шайдера, пока задний план искажается. Этот эффект достигается одновременным отдалением объектива и движением физической камеры вперёд — техника известна как «пуллинг зум». Однако благодаря его сильной связи с этим фильмом многие просто называют его «кадром челюсти».

Сцена с движущимся пирсом

В ‘Челюстях’ есть множество выдающихся сцен, которые иногда остаются незамеченными на фоне более известных эпизодов. Хотя обсуждения часто вращаются вокруг знаковых желтых бочек, многие забывают о сцене, где неопытная команда рыбаков пытается поймать акулу. В этой сцене акула чуть не поглощает одного из них, утаскивая за собой половину пирса. Один из мужчин отчаянно пытается залезть на сломанный конец пирса, в то время как остальные дрейфуют к нему ближе, что указывает на приближение акулы. Здесь рыбак едва избегает опасности, но удача была не на стороне многих других жителей Амити.

Игра в аркадном автомате

Открытие сцены включает в себя пляжи Амити, полные активности, где мужчина играет в старую аркадную игру под названием ‘Killer Shark’. На первый взгляд кажется, что это напоминает забавную шутку из фильма ‘Челюсти’, но удивительно, что эта игра была действительно создана Sega на заре видеоигр. Технически говоря, это не видеоигра; она представляет собой электромеханическую охоту.

24. Речь миссис Кинтнер

Если бы ‘Челюсти’ были просто выдающимся триллером 70-х годов, он всё равно оставался бы заслуживающим внимания. Однако что отличает его как вечный шедевр — это умелое сочетание ужаса, комедии, напряжения и страха с искренними эмоциями. Особенно ярко это проявляется в сцене, где миссис Кинтнер, мать мальчика, чьи пальцы укусил Челюсть, сталкивается с шефом Броуди лицом к лицу, ударяет его пощечиной и упрекает за то, что он оставил пляжи открытыми несмотря на девушку, съеденную акулой всего несколькими днями ранее. (Это правда, что Броди открыл пляжи под давлением мэра.) Эта сцена сильно подчёркивает трагические аспекты этой истории, которая иногда может быть захватывающей (и даже забавной) в других моментах.

Дайте нам поцелуй

В трогательном дополнении к фильму, после зажигательной речи миссис Кинтнер, Броуди проводит вечер дома со своим сыном. Мальчик игриво подражает усталым движениям Броуди, и их общение заканчивается тем, что Броуди просит поцеловать его. Его сын спрашивает почему, на что Броуди отвечает: ‘Потому что мне это нужно.’ Эта душевная сцена не была изначально прописана в сценарии; вместо этого она развилась из наблюдений Спилберга за игрой Роя Шайдера с актёром Джеем Меллом, который исполнял роль его экранного сына, и решения включить их импровизированный обмен репликами в фильм.

Глоток вина Броуди

Когда я нахожусь в доме Броуди с бутылкой вина в руках, которую мне предложил Хупер, то неожиданно для себя выливаю вино прямо в свой стакан воды — наполняю его до краев. Пока Хупер наблюдает и пытается вмешаться, безуспешно. Позвольте сказать вам, у этого человека был тяжелый день. Его ругала и порицала скорбящая вдова! Я просто рад, что он сам не начал пить из бутылки.

Когда сомневаешься — стреляй в воду.

В ‘Челюстях’, момент когда обезглавленная голова Бена Гарднера появляется из отверстия в его лодке, является одним из самых эффективных прыжков страха. Однако это воздействие усилилось благодаря решению Стивена Спилберга переснять эту сцену в бассейне Верны Филдс; он считал, что первоначальная версия была недостаточно пугающей. Чтобы создать атмосферу мистического подводного мира, напоминающую Атлантику, команда добавила молоко в бассейн Филакс, неожиданный и эффективный трюк при скромном бюджете.

28. «Кэдж отправляется на воду»

Стоя рядом с Броуди и Хупером, пока мы готовим Орку для преследования акул, я не могу отделаться от ощущения тенистого взгляда Куинта на клетку, которую поднимает наверх Хупер. Старым рыбацким способом он небрежно замечает: «Клетка в воду… вы — в воду… акула тоже в воде… наша акула.» Без лишних слов его скептицизм ощутим настолько, что вместо этого он начинает насмехаться над морским шантом «Spanish Ladies». Этот момент в фильме «Челюсти», лишенный нападений акул, демонстрирует сложную динамику между персонажами.

29. Его уникальная структура.

В почти каждом руководстве по сценарному мастерству рекомендуется придерживаться трёхактной структуры: завязка, противостояние и развязка. Однако знаковый фильм ‘Челюсти’ выделяется среди множества своих копий благодаря использованию нетрадиционной двухактовой структуры. Первая половина фильма в основном сосредоточена на событиях, происходящих на суше, где Броуди исследует нападения акул и впоследствии привлекает Хупера и Квинта для сотрудничества. Вторая часть начинается с леденящей сцены наблюдения за китом Оркой через пасть акулы-трофея в каюте Квинта. Остальная часть фильма разворачивается внутри ограниченного и напряжённого пространства Орки, где конфликт, противостояние и развязка представлены уникальным образом по сравнению с типичными голливудскими фильмами.

Прощай, Амити

В другом смелом шаге Спилберга, после того как акула покидает Амити, она больше не появляется. Нет сцен, показывающих беспокойство Лорейн Гэри дома или испуганных пловцов на пляже. Хотя кажется, что акула скрывается вблизи мелководных вод острова, когда Броуди, Хупер и Куин отправляются в свое путешествие, земля становится едва различимой вдали. Это придает их борьбе почти мифологическое ощущение. История достигает кульминации в этом одиноком сражении между человеком и зверем.

31. Ричард Дрейфус раздавливает пластиковый стаканчик

Несмотря на напряженную битву между касаткой и акулой в «Челюстях», фильм сохраняет легкий юмор. Вначале Квинт и Хупер относятся друг к другу с подозрением, но это очевидно из их первых сцен вместе, таких как сцена в клетке для акул и момент со «Spanish Ladies». После отъезда из Эмити Квинт пьет пиво из банки и раздавливает ее. Затем Хупер разбивает свой пластиковый стаканчик, чтобы соответствовать ему.

Предвестие Конца Акулы

Сразу после того как главные персонажи покинули борт Орки для экспедиции, Броди чуть не устроил катастрофу, уронив несколько баллонов со сжатым воздухом. Хупер предостерегает его: «Поиграйся с этими балонами, и они взорвутся!». Действительно, именно так Броди в итоге разрушает акулу во время драматического финала. К несчастью, Брюс (акула) случайно провоцирует несчастный случай, когда один баллон застревает у него в пасти. Верно по словам Хупера, баллоны действительно взрываются после того как Броди стреляет по ним.

О предзнаменовании…

В фильме не только баллоны с сжатым воздухом предвещают события, но и Куинт пророчит свою собственную гибель прямо в начале. Он делает это предсказание уже в первом же диалоге, прерывая собрание Амити по поводу чрезвычайной ситуации с акулой. В своей речи он предостерегает: ‘Я поймаю эту акулу для вас, но это будет непросто. Это не то же самое, что ловить голубых и маленьких окуней. Эта акула проглотит вас целиком.’ И как предсказал Куинт, когда Джавс начинает затопить Орку, происходит борьба, некоторое ослабление сил, после чего его поглощает зубастая пасть акулы.

Бочки

Во второй половине фильма ‘Челюсти’, вместо преследования настоящей акулы, экипаж китобоя (Orca) гоняется за группой жёлтых надувных баррелей, которые крепятся на верёвках и гарпунах. Эти баррели были предназначены для замедления или остановки акулы путём поднятия её на поверхность, но независимо от того, сколько раз они попадали в механического акулу по имени Брюс, тот продолжал неутомимо плавать. В фильме эти баррели выполняют несколько функций: поддерживают интерес зрителей к происходящему даже при неработающем механическом акульем роботе; с визуальной точки зрения легко различимы на фоне серых и голубых океанских вод; их скопление также подчеркивает огромные размеры и силу акулы без необходимости её подробного показа.

Выступление USS Indianapolis

В момент спокойствия во время экспедиции по охоте на акул команда Орки расслабляется за несколькими бокалами напитков. Это помогает Квенту открыться о своей сильной неприязни к акулам. По мере того как он становится более расслабленным благодаря алкоголю, Квент рассказывает о трагическом событии, которое вызвало его страх – он был членом экипажа USS Indianapolis во время Второй мировой войны. Выжившие столкнулись с обезвоживанием, голодом и акул, которые патрулировали воды вокруг затонувшего корабля, нападая и пожирая их. Речь, произнесенная Квинтом, написанная Шоу и мастерски сыгранная им, вызывает дрожь и значительно усиливает ужас перед акулами, поскольку Спилберг умело создает атмосферу страха без показа насилия со стороны акул на экране. Точные истоки этой речи остаются спорными среди тех, кто участвовал в ее создании, включая Ховарда Сасклера, который написал первый черновик сценария, Джона Милиуса, который дополнил первоначальную версию Сакслера, и самого Шоу, плодовитого писателя, работавшего над романами, пьесами и сценариями.

Шрам от легитимного ножа Шнайдера

В сцене с речью в Индианаполисе происходит сильный момент, когда Квинт и Хупер обмениваются рассказами о своих морских битвах. Броуди, глубоко боящийся океана, обнаруживает свой собственный шрам, который на самом деле является настоящим шрамом Роя Шайдера после операции по удалению аппендикса, а не искусственным элементом для драматизма.

Когда съемки с гигантской акулой противоречили сценарию, они переписали сценарий.

В романе Питера Бенчли «Челюсти» Броди остается единственным выжившим, тогда как Хупер погибает первым. Это происходит после того, как Хупер заходит в клетку для акул под водой, и акула разрушает ее, разрывая Хупера на куски. Изначально план фильма был аналогичным, но команда, которой поручили снять кадры реальной атаки акулы на клетку, вернулась с неожиданными результатами. Вместо нападения по сценарию, акула запуталась в тросах клетки и стала яростно биться об нее, разрушая конструкцию. Дублер Хоупера сумел доплыть до безопасного места, когда сцена развивалась иначе, чем было задумано в сценарии. Несмотря на незапланированные события, захватывающие кадры (особенно ценные, учитывая то, что механический акул часто выглядел поврежденным в фильме) оказались настолько впечатляющими, что привели к переписыванию финала сценария. В новой версии концовки акула разрушает клетку, Хопер успевает спастись и спрятаться под водой, вновь появляясь только после того, как Броуди побеждает их водного противника.

Смерть Квинта была улучшена в переработках

В истории Квинт встречает свою мрачную кончину, когда оказывается запутанным в верёвке, привязанной к акуле, что приводит к тому, что его тянет под воду и топит. Однако эта смерть казалась недостаточно впечатляющей для видения Спилберга. Вместо этого Квинт становится жертвой акул, одной из которых зовут Брюс, который прыгает на спину Orca. Эта сцена смерти, наполненная кровью и напряжением, является одним из самых шокирующих и запоминающихся моментов в любом фильме с рейтингом PG. Шоу борется отважно, но в конечном итоге уступает, его безжизненное тело утаскивается огромным морским существом в океан. Истинно мрачный и неизгладимый образ для тех, кто смотрел этот фильм будучи детьми.

Улыбайся, сукин сын!

В мире жестко-отполированных диалогов фраза персонажа Джевиса ‘Улыбнись, ты полуумный!’ безусловно занимает почетное место. Хотя это и правда звучит запоминающе, но не настолько далеко от реальности, чтобы можно было усомниться в ее осуществимости в ситуации жизни или смерти с акулой. В данном случае персонажу нужно было заставить акулу широко раскрыть пасть, чтобы он мог добраться до сжатого воздушного баллона внутри ее челюстей.

40. Запись о том, что Спилберг не был номинирован на Оскар

В кинотеатрах фильм «Челюсти» вызвал мгновенный ажиотаж; вскоре он стал самым прибыльным фильмом своего жанра, практически мгновенно вознеся Стивена Спилберга на вершину голливудских режиссёрских списков. В отличие от современных блокбастеров, «Челюсти» были настоящим соперником на церемонии вручения наград Академии 1975 года, получив четыре номинации и завоевав три премии Оскар: одну за музыку Джона Уильямса, вторую за монтаж Верны Филд и третью за звук. Однако сам Спилберг был проигнорирован в категории Лучшего режиссёра, что его сильно огорчило. Его разочарование было очевидным, когда он выразил свои чувства перед камерами во время объявления номинантов на Оскаре.

41. Журнал Челюстей

Помимо того что ‘Челюсти’ признаны одним из самых замечательных фильмов, выпущенных Голливудом, они также являются темой исключительной книги о закулисной стороне: ‘The Jaws Log’, написанной сценаристом и актером Карлом Готтлибом. Во время съемок фильма Готлиб существенно переработал сценарий и исполнил роль Мэдоуза на экране. Благодаря своим многочисленным ролям, он был осведомлен обо всех аспектах создания ‘Челюстей’, от зарождения идеи до почти катастрофической производственной ситуации. С юмором и мудростью Готлиб описывает этот опыт в книге ‘The Jaws Log’. Эта книга должна занять место на полках любого любителя кино, независимо от того, является ли он фанатом ‘Челюстей’ или нет.

42. Игра челюстей

Хотя мерчендайзинг для фильма «Челюсти» не был обширным по сравнению с современными стандартами, Universal и её партнёры создали несколько знаковых предметов из «Челюстей», одним из которых является игра под названием «The Game of Jaw». Эта игра напоминает Operation и требует от игроков удалять различные предметы изо рта пластиковой акулы при помощи маленького крюка. Если игрок допускает ошибку, челюсти акулы (небольшое хихиканье) закрываются. Абсурдность игры и её редкость, особенно в хорошем состоянии с сохранностью всех деталей, сделали её желанным коллекционным предметом среди поклонников «Челюстей». В честь 50-летия фильма NECA представила новую версию этой игры с более точной копией Брюса, акулы из фильма, и экранно достоверными предметами мусора, такими как сжатый баллончик воздуха.

Это вдохновило некоторые великие поездки на Великих челюстях.

Без промедления Universal Studios быстро воспользовалась успехом своего блокбастера ‘Челюсти’ в 1976 году. Они включили место съемок фильма в маршрут трамвайной экскурсии по Universal Studios Hollywood, где туристы могли пройти мимо реплики обстановки Амити (хотя оригинальные съемки проходили не в Калифорнии, а в Массачусетсе). По пути они встречались с аниматронным акулой по имени Брюс. Вначале аттракцион демонстрировал также реальное судно ‘Орка’, использованное в фильме и пришвартованное поблизости. Однако со временем оно начало разлагаться и было удалено.

B 1990 году более масштабный аттракцион ‘Челюсти’ стал одним из ключевых аттракционов Universal Studios Florida. Этот аттракцион предлагал несколько нападений акул, когда посетители плыли на лодках через Амити, что напоминало смесь Jungle Cruise и фильма ужасов. К сожалению, в 2012 году Universal закрыла аттракцион ‘Челюсти’ во Флориде, чтобы освободить место для новой земли Гарри Поттера. Тем не менее, истинные поклонники могут еще раз взглянуть на него в Universal Studios Japan.

Мэр из Jaws остается мэром во второй части Jawz.

В продолжении «Jaws 2» мэр Эммити бунгало, сыгранный Мюрреем Хэмилтоном, продолжает занимать должность, несмотря на свои сомнительные решения, приведшие к гибели многих пловцов. Этот длительный срок пребывания в должности служит ярким напоминанием о том, что местные выборы играют огромную роль, часто отражаясь в интернет-мемах.

Только когда вы подумали, что безопасно вернуться в воду.

Как любитель кино, размышляющий о кинематографическом наследии ‘Челюсти 2’, я должен признать, что возможно не достиг высот своего предшественника в плане общего качества. Тем не менее, есть аспект, где фильм действительно блистает — его незабываемый слоган: «Только когда вы подумали, что возвращаться в воду стало безопасно…» Эта фраза, созданная Эндрю Дж. Кюеном, первопроходцем в области киномаркетинга, звучит настолько проникновенно, что стала синонимом самого фильма ‘Челюсти’, несмотря на то, что была придумана для его продолжения. Этот слоган — настоящий шедевр, достойный стоять наравне с некоторыми из самых знаковых элементов оригинального фильма.

Челюсти также вдохновили один из самых худших, но захватывающих фильмов всех времен.

В то время как ‘Jaws 2’ может не достигнуть высот кинематографического блеска, это значительное улучшение по сравнению с ‘Jaws: The Revenge’. Всего в третьем выпуске франшизы ‘Jaws’ удалось создать один из самых смешных плохо сделанных фильмов — кино настолько комично ужасное, что оно фактически завершило серию. Это довольно иронично, учитывая, что сюжет сиквела вращается вокруг акулы, которая трижды была убита разными членами семьи Броуди, которые теперь навязчиво преследуют оставшихся выживших по непонятной причине мести. С бессмысленным сюжетом, плохими спецэффектами и отвратительной актёрской игрой ‘Jaws: The Revenge’ напоминает оригинальную ‘Jaws’, но из другого измерения — и это довольно забавно, если вы в настроении для такого рода развлечений.

Парень из Джавса стал шефом полиции Мартас-Винъярд.

Удивительный факт: Тот самый ребенок, который разыграл шефа Броуди в ‘Челюсти’, притворяясь акулой, позже занял должность начальника полиции на Мартас-Винъярд. Остается лишь надеяться, что ему хватит смелости устоять перед мэром, когда тот настаивает на сохранении пляжей открытыми.

Спустя почти 50 лет после первого релиза фильм Jaw вернулся в чарты бокс-офиса.

Насколько велик фильм «Челюсти»? Удивительно, но несмотря на то что он постоянно демонстрировался по телевидению, кабельным каналам и стриминговым платформам в течение многих лет и был доступен для домашнего просмотра в разных форматах уже десятилетия, когда снова вышел на экраны кинотеатров осенью 2022 года, сумел собрать достаточно средств в прокате, став одним из топ-10 фильмов уикенда по доходам.

Это вдохновлено несколькими многоактными спектаклями.

За последние несколько лет было создано множество театральных постановок о создании фильма ‘Челюсти’. В 2022 году в Сиэтле состоялась премьера мюзикла ‘Брюс’, вдохновлённого книгой Карла Готтлиба ‘The Jaw’s Log’. Хотя сам я не видел эту постановку, в 2023 году мне довелось наблюдать спектакль ‘Shark Is Broken’ на Бродвее. Эта пьеса была одновременно комической и глубоко трогательной (но не упрощенной), отдавая дань классическому фильму Спилберга и памяти покойного Роберта Шоу, а также его сына Иана Шо, который участвовал в написании сценария и играл главную роль.

По-настоящему великое кино стало самым кассовым блокбастером всех времен.

В течение нескольких десятилетий фильм ‘Челюсти’ считается первопроходцем в области монструозных феноменов киноиндустрии: его либо восхваляют за то, что он сформировал предпочтение Голливуда к масштабному повествованию и кассовым сборам, либо критикуют. Хотя бесспорно верно, что успех ‘Челюстей’ породил множество подражателей, возвращение к нему спустя 50 лет показывает мало схожего с блокбастерами, которые мы знаем сегодня. Основная часть ‘Челюстей’ сосредоточена на интимных взаимоотношениях персонажей, а не на эпических битвах; значительная доля фильма происходит на берегу, углубляясь в жизнь героев, их конфликты и отношения до того момента, когда они выходят навстречу противостоянию с Брюсом — конфликт, который даже по современным меркам остается относительно небольшим и ориентированным на персонажах. В целом ‘Челюсти’ являются неоспоримо эффективным триллером, но предлагают гораздо больше. Если бы современные блокбастеры действительно усвоили уроки этого фильма, то Голливуд в целом оказался бы в более здоровом состоянии, а зрители находили бы большее удовлетворение от кино.

Топ 10 лучших фильмов последних 10 лет (2015-2024)

10. Фаворитка (2018)

В утонченном и восхитительном стиле роскошного торта «Фаворитка» разворачивается интенсивная борьба за власть между влиятельными женщинами, управлявшими Англией в начале XVIII века. Главными персонажами являются леди Сара (Рахиль Вайз), ловкая и манипулятивная; Абигайл (Эмма Стоун), коварная и амбициозная; а также королева Анна (Оливия Колман), которая демонстрирует смешную и душераздирающую игру, воплощая образ подавленного монарха, страдающего от подагры. Несмотря на обычную оболочку типичного костюмированного драматического фильма о наградах сезона, «Фаворитка» оказалась совершенно неожиданной и нестереотипной номинантной на Оскар. Она умело затрагивает такие темы, как сексуальность, гендерные роли и политика, став одной из самых остроумных фильмов десятилетия. Хотя благосклонность может быть переменчивым ветром, который постоянно меняет направление, я убежден, что «Фаворитка» останется одним из моих любимых произведений надолго.

Фабеланы (2022)

Поразительный аспект фильма ‘The Fabelman’ заключается в том, что даже после 70 лет с момента реальных событий, показанных во вступительной сцене, Стивен Спилберг продолжает быть очарован кинематографом так же сильно, как и юный Сэмми Фабельман, который становится поглощенным фильмом ‘Величайшее шоу на земле’. Впоследствии он старается воссоздать увиденные образы дома. На протяжении своей карьеры Спилберг мастерски научился использовать визуальные эффекты и звук для вызова таких эмоций у зрителей, как радость, сопереживание, страх и понимание, однако причина его постоянного интереса к кино никогда не ослабевала. В ‘The Fabelman’ это желание поделиться собственной историей происхождения и осветить красоту и мрачность кинематографа и жизни. Кино служит для Сэмми способом справиться со своими тревогами и одиночеством, но иногда оно лишь углубляет изоляцию, как дома, так и в школе. Его растущее увлечение режиссурой дает возможность связаться с творческой матерью (которую великолепно сыграла Мишель Уильямс), однако также рискует раскрыть её самые сокровенные секреты. И теперь, годы спустя, это позволило Спилбергу обладать навыками для повествования этой удивительной истории, которая включает жизнь, любовь, радость и печаль в равной мере. Подобно всем великим фильмам.

Барб и Стар идут в Виста Дель Мар (2021)

Кристен Уиг и Энни Мумоло вернулись с долгожданным продолжением фильма ‘Невеста напрокат’ в виде смешной картины ‘Барб и Стар отправляются в Виста Дель Мар’. По сюжету они играют лучших подруг, которые теряют работу в мебельном магазине маленького городка Небраска. Без вариантов, они решают использовать свой выходное пособие для экстравагантного путешествия во Флориду. Там они влюбляются в симпатичного незнакомца (Джейми Дорнан), который на самом деле является участником плана по разрушению города с помощью генетически модифицированных кровожадных комаров. Да, классический троп! Дуэт демонстрирует исключительную игру, весело обсуждая такие темы, как одежда Tommy Bahama и очарование имен вроде Триш. Остроумные диалоги сценария останутся в памяти до тех пор, пока кровожадные комары не нападут на нас всех. В эти тревожные времена ‘Барб и Стар отправляются в Виста Дель Мар’ приходит как пара блестящих шорт, светящаяся словно маяк надежды в мраке.

7. В головоломке (2015)

До того как стать главным креативным директором Pixar, Пит Доктер уже считался блестящим умом в компании. Он был сценаристом таких фильмов, как ‘История игрушек’, ‘История игрушек 2’ и ‘ВАЛЛ-И’, а также снял три самых успешных фильма студии: ‘Корпорация монстров’, ‘Вверх’ и ‘Головоломка’. Последний представляет собой исключительно креативную историю, погружающуюся во внутреннюю жизнь одиннадцатилетней девочки по имени Райли. Когда её семья переезжает из Миннесоты в Сан-Франциско, Райли сталкивается с беспокойством (turmoi), что приводит к борьбе между персонифицированными эмоциями внутри её сознания. Визуальное оформление мозговой карты Райли постоянно инновационно, предлагая что-то захватывающее в каждом кадре и сцене. Наиболее значимо то, что ‘Головоломка’ выделяется как один из самых глубокомысленных фильмов всех времён, подчёркивающий важность печали и потери в нашей жизни. Это свидетельствует о замечательной карьере Доктера до этого момента.

6. Мальчики из никеля (2024)

В этой профессии редко встретишь фильм, который открывает новые горизонты и пересматривает кинематографические границы. Однако иногда появляются такие картины как «Никель Бойз», предлагающие что-то уникальное, смелое и заставляющее задуматься. Это не просто адаптация, а дерзкая интерпретация — даже с двумя перспективами, благодаря инновационному решению соавтора сценария и режиссера Рэмэлла Росса снимать фильм преимущественно от лиц двух главных героев. Совместная работа между Россом и Джомо Фрей по созданию кинематографии искусно погружает зрителей в умы и переживания двух молодых людей, столкнувшихся с трудностями Флоридской исправительной школы 1960-х годов. Хотя использование такого подхода к сюжету может легко превратиться в трюк при неправильном обращении, под умелым руководством Росса он предлагает свежий взгляд, который, возможно, даст нам представление о будущем киноиндустрии. (Я до сих пор не могу понять, почему Джомо Фрей не был номинирован на Оскар за лучшую операторскую работу.)

5. Прошлые жизни (2023)

В этой острой и эмоциональной драме мы погружаемся в таинственные связи, которые связывают и разделяют людей на протяжении их жизней — будь то судьба, предназначение или ‘in-yun’. Эти взаимоотношения притягивают людей друг к другу, одновременно отталкивая, подобно магнитам, подчиняясь непреложным физическим законам. Сюжет разворачивается вокруг писательницы Норы (Грета Ли) и инженера Хэ Сун (Тео Ю), которые не могут быть вместе, но необъяснимо тянутся друг к другу. Их пути пересекаются многократно — когда они были детьми, студентами в колледже, взрослыми — при постоянно меняющемся мире вокруг них, однако их основная связь сохраняется, даже после третьего знакомства, где Нора замужем за американцем по имени Артур (Джон Магаро). Вопрос остается открытым: выберет ли Нора остаться со своим мужем или её судьба предрешена для Хэ Сун? Решение этого тонкого любовного треугольника заставит вас задуматься о критических моментах и решениях, сформировавших вашу жизнь, даже когда их значимость не была сразу очевидна.

4. Безумный Макс: Дорога ярости (2015)

Фильм «Дорога ярости» выделяется как лучший фильм с автомобильными погонями за последние десять лет, возможно даже столетие. Его великолепие неоспоримо. Однако это не просто высокооктановый боевик; он также является одним из самых духовно глубоких и аллегорических фильмов последних лет. История рассказывает о путешествии, напоминающем исход Содома и Гоморры в поисках нового рая. Во главе этого пути стоит иконическая фигура Шарлиз Терон — Императрица Фуриоза, которая ведет группу через пустыню под руководством немного нечленораздельной фигуры Моисея, сыгранного Томом Харди в роли Макса. Хаотический шедевр Джорджа Миллера демонстрирует, что боевики могут быть одновременно захватывающими и интеллектуальными. Если кто-то попытается утверждать обратное, посмотрите ему прямо в глаза и скажите: «Это абсурд.»

Убийцы цветочной луны (2023)

В свои поздние восемьдесят Мартин Скорсезе продолжает бросать вызов себе и зрителям, вызывая выдающиеся актёрские работы и погружаясь в повторяющиеся темы многих его шедевров: притягательность и разрушительную силу богатства; тени и трагедии, скрытые в американской истории. На этот раз местом действия становится ‘Революционный террор’, который унёс жизни множества членов народа Осаге в 1920-х годах после того, как они захватили богатые нефтью земли в Оклахоме, что сделало их целью для белых соседей, включая Эрнеста Бёркхарта (Леонардо ДиКаприо), женатого на миллионерше из нефти Осаге Молли (Лили Гладстоун). Кажется, я повторяюсь с каждым новым фильмом Скорсезе, но можно сказать, что ‘Убийцы цветочной луны’ более чем какой-либо другой могут служить подходящим заключением к выдающейся карьере режиссёра, если это будет его последний фильм.

2. Леди Бёрд (2017)

Фильм Греты Гервиг «Леди Берд», сосредоточен на множестве контрастов: главная героиня известна под двумя именами. На протяжении фильма у неё два романтических интереса, две близкие подруги и два набора дружеских отношений с её родителями. Сюжет разворачивается в течение двух академических лет, каждый из которых отмечен собственной школьной постановкой. В фильме есть два формальных события, две вечеринки и две значимые отношения с её родителями. Она рассматривает поступление в два университета, посещает две церкви и проходит через две различные фазы своей жизни – все эти выборы делают «Леди Берд» глубокомысленным фильмом о принятии решений, когда каждое решение кажется самым важным из всех возможных.

Однажды в Голливуде (2019)

Рик Далтон и Клифф Бут встречают продюсера Марвина Шварца в историческом ресторане Musso & Frank Grill. Шварц предлагает Рику сняться в итальянских вестернах, но Рик, чувствуя себя уже не на пике формы, сильно разочаровывается. Как только они выходят наружу, Рик начинает плакать. В пронзительном кадре Квентина Тарантино камера опускается низко, показывая вывеску ресторана Musso & Frank Grill, возвышающуюся над удрученными Риком и Клиффом. Под названием ресторана виднеется сообщение: «Старейший в Голливуде». В этот момент кажется, что Рик пережил золотую эру Голливуда, хотя возможно ему еще уготовано несколько хороших лет. Тарантино мастерски включил такие детали в свое произведение

Смотрите также

2025-06-16 16:03